Обеспечение качественного оценочного контроля, мониторинга,
промежуточной аттестации детей с ОВЗ
Одной из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни, требует приспособления среды к потребностям ребенка, а не наоборот. Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.
Школа является одной из крупнейших среди сельских школ, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние 5 лет школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с особыми возможностями здоровья с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети с выраженной формой ДЦП, а также задержками интеллектуального и психического развития. На сегодняшний день в школе обучается 137 учащийся (13 с ОВЗ, среди них 4 инвалида). С детьми работают 18 педагогов, 7 педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ.
Главная цель учителя, работающего с детьми с ОВЗ, – адаптировать детей к учебному процессу, дать им возможность поверить в свои силы и не затеряться среди общей массы учащихся.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося с ОВЗ в общеобразовательных классах, что достигается выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Оценивать достижения обучающимся с ОВЗ и детей инвалидов планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ОВЗ и детей инвалидов может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является мониторинг.
Актуальность мониторинга в инклюзивном образовании обусловлена необходимостью систематически изучать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонне количественно и качественно учитывать результат учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, реальное продвижение в развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, проблем в социализации детей с ОВЗ для оказания реальной помощи в их преодолении.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно использовать разные формы мониторинга:
- стартовую диагностику,
- текущую и тематическую оценку,
- портфолио,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
***Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной аттестации освоения программы в следующих формах:
- особую форму организации аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
- наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
- при необходимости адаптирование текста задания. (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;